Белье и женственность
Социолог моды Фредерик Годар является автором таких книг, как «Социология моды» и «Думать о моде», преподает в INS EAD, сотрудничает с Французским институтом моды в Париже и Институтом маркетинга Horloger в Швейцарии. Главным образом его исследования направлены на изучение динамики креативной индустрии, в частности моды. Ему были заданы вопросы, связанные с бельем и международным потреблением.
– Фредерик, каковы взаимосвязи между социальным развитием общества и развитием модного белья?
– Взаимодействие между развитием общества и переменами в белье очевидно. Использование нижнего белья следует за социальными переменами, а также в большей степени предсказывает их. Например, отказ от бюстгальтера на Западе в середине XX века отметил упрочнение положения женщин в обществе и отказ от ограничений предыдущей эпохи (конец эпохи корсета за несколько десятков лет до этого положил начало этому движению).
Сейчас использование белья, которое по определению приватно и держится в тайне от других, говорит о главном развитии и упрочнении индивида через свой стиль жизни, которому не нужно признание других для своего существования.
– Каковы инновации, которые кардинальным образом изменили мир нижнего белья?
– Каждая эпоха знала свои инновации, которые для нее были значимы и революционным образом изменили бельевую моду, как, например, корсет в XVI веке в Европе. Последние годы XX века и первые годы XXI века были очень динамичны. Инновации появились в используемых материалах (например, более мягкое белье) и в технике производства и функциональности (пуш-ап). В этом плане нижнее белье является одним из самых инновационных сегментов в индустрии моды.
– Как отличаются ожидания женщин в плане нижнего белья в разных странах?
– Отличия очень важны в использовании белья. Например, на Среднем Востоке, где рынок белья сейчас чувствует себя очень хорошо, мода и роскошь глубоко личны и принадлежат лишь частной сфере. Это интимное дело. И, следовательно, по этой точке зрения нижнему белью придается очень большая важность. В Китае потребление белья долгое время ограничивалось лишь его функциональностью, а сейчас становится стилистическим, приближается к тому, что мы наблюдаем в Европе и США. Что касается европейских стран, то мода потребления француженок в плане белья является очень личным делом, которое касается только этого человека и остается в кругу пары. Это очень отличает нижнее белье от одежды, которую покупают в целом, чтобы нравиться публике. Кажется, что эротическая составляющая сейчас массово возвращается, следуя английскому влиянию романа «50 оттенков серого».
– Каковы отношения между прет-а-порте и бельем со стилистической точки зрения?
– Долгое время белье выполняло лишь практические функции – гигиены или эротики, сейчас в большей части оно вошло в динамику моды, как в Haute Couture и прет-а-порте, о чем наглядно показывают такие дефиле, как Victoria’s Secret. Тогда как белье могло бы быть независимым от этих движений (потому что в теории его не видно, поэтому нет никакой надобности носить модное именно в этом сезоне белье), потребность женщин чувствовать себя модными во всем находит свое отражение в актуальной роли белья. Это говорит об индивидуальности.
– Каковы бестселлеры в нижнем белье на каждом из континентов?
– Рынок нижнего белья в мире, включая корсетное белье, составляет порядка 30 миллиардов долларов. Последние годы он довольно стабилен. Европейский союз остается его главным рынком, за ним идут США, Китай и другие страны. Развивающиеся страны сейчас представляют главный источник роста рынка. Везде бюстгальтер является самым продаваемым видом нижнего белья (53% рынка в США, например, с явным доминированием Victoria’s Secret, 56% в Европе с доминированием марки Triumph). Главный вопрос заключается в практике использования нижнего белья и в том, что каждый город имеет свои особенности: например, жительницы Пекина очень любят стринги, что можно объяснить высокой долей молодого поколения в этом городе, но такой увлеченности этим видом трусов не найти в других городах Китая, где внешний вид более строг. Было бы ошибочно говорить о бестселлерах для страны или континента целиком, стоит рассматривать в более мелком приближении – регионы и города.
– Развитие Интернета, международной платформы потребления, изменило ли поведения покупателей в плане белья?
– Влияние Интернета на потребление в одежде до этого времени было не сильно выражено, но его эффекты начинают сказываться, и белье не является исключением. Самое главное, что сейчас можно отметить, это то, что тенденции распространяются глобально и моментально. Второе, платформы продаж увеличиваются и белье этим активно пользуется.